3 июля 2016
Программа кружка по изо деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе
«Волшебная кисточка»
Воспитатель: Пучешкина И.А.
Пояснительная записка
• Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником.
• Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
• Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка.
• Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
• Применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.
• Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
• Занятия по программе «Волшебная кисточка» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей.
• В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Цель:
Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
- практические
- игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Форма работы
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изо деятельности.
Общее количество занятий в год -32. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 3-4 года, количество детей 6 человек, время занятий 15 мин.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-проведение открытого мероприятия
-проведение мастер-класса среди педагогов
Нетрадиционные художественные техники
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 4 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур и ли шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Нетрадиционная техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
Весёлые мухоморы |
Диагностическое занятие |
Выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста |
Листы бумаги А-4, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, пальчиковые краски, салфетки. |
2. |
Мой любимый дождик |
Рисование пальчиками |
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности. |
Листы с изображением грядки с репкой и контуром тучки. Синяя пальчиковая краска в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы. |
3. |
Ягоды и яблочки на тарелочке |
Оттиск печатками из картофеля. |
Познакомить с техникой печатания печаткой из картофеля. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции. |
Круг из тонированной бумаги, пальчиковая краска в мисочках жёлтого, красного, фиолетового, зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи. |
4.4 |
Вкусный компот |
Оттиск картофелем |
Упражнять в технике печатания. Воспитывать аккуратность. |
Лист с контурным изображением банки, пальчиковая краска красная, желтая, салфетки, яблоки натуральные или муляжи |
5. |
Осенние листочки |
Рисование приёмом примакивания |
Познакомить детей с техникой примакивания. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Учить видеть красоту осенней природы; развивать ритм и цветовосприятие, навыки коллективной деятельности. |
½ альбомного листа; гуашь желтая, оранжевая, салфетки, засушенные листья знакомых детям деревьев. |
6. |
Ветка рябины |
Скатывание салфеток, оттиск печатками |
Познакомить с новой нетрадиционной техникой. Учить изображать на ветке ягоды. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции и цвета Закрепить знания и представления о цвете (красный), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). |
Гроздь рябины, пальчиковая краска красного цвета, салфетки, печатки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины. |
7. |
Украшение чайного сервиза |
Оттиск печатками |
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. |
Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды |
8. |
Нарядные матрешки |
Оттиск печатками |
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. |
Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки |
9. |
Свитер для друзей |
Рисование пальчиками |
Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор |
Две куклы - мальчик и девочка, пальчиковая краска, салфетки, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами |
10. |
Маленькой ёлочке холодно зимой. |
Рисование пальчиками, оттиск печатками |
Закреплять умение рисовать пальчиками, оттиском печатки. Развивать творчество, навыки коллективной деятельности. |
Ёлочка вырезанная из плотной бумаги гуашь коричневая красная, оранжевая, зеленая, салфетки, иллюстрации с изображением елочки, печатки. |
11. |
Мои рукавички |
Оттиск печатками |
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. |
Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, пальчиковая краска в мисочках, выставка рукавичек, салфетки |
12. |
Елочка пушистая, нарядная |
Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками |
Познакомить с техникой тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма. |
Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетки |
м13. |
Мои любимые животные из сказок. |
Рисование тычком, жёсткой полусухой кистью. |
Совершенствовать умение в художественных техниках рисования тычком. Развивать воображение. |
Листы бумаги с нарисованным контуром животного, кисти гуашь разного цвета, иллюстрации |
14. |
Снежок для елочки |
Рисование пальчиками |
Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). |
Тонированные листы бумаги (синие, фиолетовые) с изображенными елочками, белая пальчиковая краска в мисочке, салфетки, иллюстрации зимнего леса |
15. |
Зайчишка |
Тычок жесткой полусухой кистью |
Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. |
Листы тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки |
16. |
Рыбки в аквариуме |
Рисование ладошкой, пальчиками |
Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. |
Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации. |
17. |
Ночь и звезды |
Рисование манкой, скатывание салфеток |
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. |
Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки |
18. |
Веселый снеговик |
Тычок жесткой полусухой кистью |
Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура |
Бумага тонированная (синяя). Гуашь белая, жесткая кисть, салфетки |
19. |
Ранняя весна. |
Рисование пальчиками |
Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие. |
Листы бумаги, пальчиковая краска: чёрная, коричневая, зелёная, салфетки |
20. |
Волшебные картинки |
Рисование свечой. |
Ознакомить с техникой рисования свечой. Развивать чувство композиции. |
Свеча, тушь синего цвета, листы плотной бумаги. Пол-листа с уже нанесёнными свечой рисунками. |
21. |
Корзина для тюльпанов |
Скатывание салфеток |
Упражнять в скатывании шариков из салфеток, упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. |
Ватман, клей, кисть, синие салфетки, корзина |
22. |
Цветочек в подарок маме |
Рисование в технике печатания пробками. |
Упражнять в технике печатания пробками. Закреплять умение пользоваться фломастерами. Развивать цветовосприятие. |
Альбомный лист, гуашь: зелёная, красная, жёлтая, синяя, печатки, фломастеры, салфетки. Иллюстрации с изображением цветка. |
23. |
Ветка мимозы |
Скатывание салфеток |
Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники. |
Листы с изображением ветки, желтые салфетки, ветка мимозы. |
24. |
Гусеницы в траве. |
Рисование пальчиками |
Учить рисовать туловище гусеницы пальчиками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность. |
Лист альбомный, пальчиковая краска: зелёная, жёлтая, красная, салфетки. |
25. |
Солнышко, которое мне светит |
Рисование ладошкой |
Учить наносить отпечатки– лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. |
Листы светло-голубого цвета с кругом желтого цвета посередине, пальчиковая краска желтого цвета, салфетки, картинки с изображением солнышка. |
26. |
Цветы для пчелки |
Рисование ладошкой и пальчиком |
Поддерживать интерес к изобразительной деятельности; Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; Закрепить знания красного и зеленого цветов; Развивать воображение; воспитывать аккуратность. |
Альбомные листы, пальчиковая краска красная, зеленая, салфетки, игрушка пчелка, искусственный цветок |
27. |
Светофор |
Рисование оттиском, печаткой из картофеля. |
Закрепить данный прием рисования кругов одинаковой величины. Закреплять знания о светофоре. |
Лист с изображением светофора, гуашевая краска: зелёная, красная, жёлтая. |
28. |
Божьи коровки |
Рисование пальчиками |
Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. |
Лист с контурным изображением божьей коровки, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации |
29. |
Одуванчики |
Рисование Жёсткой полусухой кистью. |
Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя тычок, полусухой жёсткой кистью. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе |
Альбомные листы, пальчиковая краска желтая и зеленая, иллюстрации с изображением одуванчиков, салфетки. |
30. |
Волшебный цветочек |
Рисование пальчиками |
Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать пальчиками. Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение. |
Лист с контурным изображением цветка, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации к сказке «Цветик-семицветик» |
31. |
Сиреневый букет |
Скатывание салфеток |
Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. |
Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени. |
32. |
Грибы-Грибочки |
Диагностическое занятие |
Выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста. |
Листы бумаги А-4, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, пальчиковые краски, салфетки. |
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.